Рисовальщик времени - Леонид Константинов. Иллюстратор истории
Главная > Новости > Рисовальщик времени

Рисовальщик времени

3 октября 2015 г. 16:14
   











   В Крон­штад­те не­дав­но по­ста­ви­ли па­мят­ник ве­ли­ко­му рус­ско­му фло­то­вод­цу Фё­до­ру Уша­ко­ву – един­ствен­но­му из мор­ских во­е­на­чаль­ни­ков, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных цер­ко­вью в ли­ке свя­тых. На по­го­сте За­сти­жье Ве­сье­гон­ско­го уез­да в 1895 го­ду воз­ве­ли гра­нит­ный обе­лиск над мо­ги­лой ге­роя Че­смен­ско­го боя 1770 го­да Дмит­рия Ильи­на. Обо­их мор­ско­му де­лу учил Егор Ирец­кий, по­хо­ро­нен­ный ря­дом с Ильи­ным. Вре­мя стер­ло не толь­ко мо­ги­лу на­став­ни­ка, но и его имя. Оно бы­ло воз­рож­де­но два го­да на­зад, ко­гда на За­стиж­ском клад­би­ще был уста­нов­лен па­мят­ный знак с над­пи­сью: «Контр-ад­ми­ра­лу Его­ру Ни­ки­фо­ро­ви­чу Ирец­ко­му – на­став­ни­ку ге­ро­ев Рос­сий­ско­го фло­та Д.Ильи­на и Ф.Уша­ко­ва от бла­го­дар­ных по­том­ков».
 

   В бла­го­дар­ные по­том­ки се­бя сме­ло мо­жет за­не­сти Лео­нид Кон­стан­ти­нов. Во мно­гом ста­ра­ни­я­ми удо­мель­ско­го кра­е­ве­да имя мор­ской ди­на­стии Ирец­ких бы­ло выз­во­ле­но из бес­па­мят­ства. По­чти в один год с уста­нов­кой па­мят­но­го зна­ка в Лес­ном рай­о­не вы­шла кни­га «Выш­не­во­лоц­кий уезд Твер­ской гу­бер­нии в Оте­че­ствен­ной вой­не 1812 го­да». Глав­ный ав­тор – Лео­нид Кон­стан­ти­нов. Кни­га – не ком­пи­ля­ция и обоб­ще­ние из­вест­ных фак­тов, а са­мо­сто­я­тель­ное ис­сле­до­ва­ние, ко­то­ро­му бы­ло по­свя­ще­но бо­лее вось­ми лет. Труд по глу­би­не по­ис­ка и оби­лию по­дроб­но­стей мож­но на­звать уни­каль­ным.


   Ис­тин­ная прав­да: та­лант­ли­вый че­ло­век та­лант­лив во всем. Ко­гда-то на­чи­на­ю­щий гра­фик, ны­не став­ший при­знан­ным в меж­ду­на­род­ном мас­шта­бе, раз­вил в се­бе спо­соб­но­сти во­ен­но­го ис­то­ри­ка, кра­е­ве­да, рус­ско­го фольк­ло­ри­ста, фа­ле­ри­ста. Лео­нид Ни­ко­ла­е­вич жи­вет в Удо­мель­ском крае, где жи­вет и про­цве­та­ет кра­е­ве­де­ние. В се­рьез­ной обой­ме спе­цов мест­ной ис­то­рии Лео­нид Кон­стан­ти­нов, по его сло­вам, за­ни­ма­ет по­зи­цию «при­ми­рен­ца». Из­вест­но, что мно­гие кра­е­ве­ды на дух не вы­но­сят изыс­ка­ния кон­ку­рен­тов, так что ди­пло­ма­тия Лео­ни­да Ни­ко­ла­е­ви­ча идет на поль­зу об­ще­му де­лу.

 

   Ра­дост­но со­зна­вать, что путь к вер­ши­нам ис­то­ри­че­ско­го по­зна­ния на­чал с са­мых что ни на есть ни­зов. Пар­ниш­ка из бо­ло­гов­ской де­рев­ни Паль­це­во чест­но и до­стой­но про­шел две обя­за­тель­ных шко­лы: Мстин­скую сред­нюю и Со­вет­ской Ар­мии. В 28 лет по­сту­пил в Твер­ское учи­ли­ще-кол­ледж куль­ту­ры на от­де­ле­ние ху­до­же­ствен­но-при­клад­но­го твор­че­ства. Как зна­ме­на­тель­ные фак­ты сту­ден­че­ских лет – пер­со­наль­ная сти­пен­дия ко­ми­те­та по де­лам куль­ту­ры (два­жды) и ди­плом­ное уча­стие во все­рос­сий­ской вы­став­ке «Слав­ные сы­ны Оте­че­ства». Не­мно­гие из сту­ден­тов бы­ва­ют офи­ци­аль­но от­ме­чен­ны­ми на все­рос­сий­ском уров­не. Так что мож­но спра­вед­ли­во ска­зать, что Лео­нид был за­ме­чен сра­зу. При­ме­ти­ла его и мест­ная прес­са. Гра­фи­ка ху­дож­ни­ка пре­крас­но «ло­жи­лась» на га­зет­ные стра­ни­цы и бы­ла не толь­ко ил­лю­стра­ци­ей, но впол­не са­мо­сто­я­тель­ной ри­со­ван­ной ле­то­пи­сью во­ен­ной ис­то­рии на­ше­го Оте­че­ства.

 

   Меж тем ка­рье­ра не по­шла рез­ко в го­ру. Па­ру лет Кон­стан­ти­нов хо­дил в сель­ских по­движ­ни­ках. В Каф­тин­ской сред­ней шко­ле Бо­ло­гов­ско­го рай­о­на, на ис­то­ри­че­ской ро­ди­не, ра­бо­тал учи­те­лем чер­че­ния, ри­со­ва­ния, ис­то­рии и кра­е­ве­де­ния. На­вер­ня­ка уче­ни­ки та­ко­го пе­да­го­га учи­лись не «че­му-ни­будь и как-ни­будь». Они учи­лись люб­ви к Ро­ди­не и ее вы­да­ю­ще­му­ся про­шло­му, пе­ре­пи­сы­вать ко­то­рое во все вре­ме­на счи­та­лось де­лом по­стыд­ным и пре­да­тель­ским. Та­ких бы учи­те­лей в на­ших шко­лах по­боль­ше, то­гда б не ста­ли в них пу­тать Ку­ли­ков­скую бит­ву со Ста­лин­град­ским или с Кур­ским сра­же­ни­я­ми.

 

   Лео­нид не из­ме­нил пе­да­го­ги­ке под вли­я­ни­ем смут­ных вре­мен и об­сто­я­тельств. Де­сять лет он ру­ко­во­дит ху­до­же­ствен­ным от­де­ле­ни­ем Удо­мель­ской дет­ской шко­лы ис­кусств. Ав­то­ри­тет в кол­лек­ти­ве не­пре­ре­ка­е­мый. Да­же не в каж­дой сот­не та­ких твор­че­ских кол­лек­ти­вов тру­дит­ся пе­да­гог, у ко­то­ро­го боль­ше 100 (!) пер­со­наль­ных вы­ста­вок в Москве, Тве­ри и мно­гих го­ро­дах Твер­ско­го края. Как не ис­пы­тать за­кон­ное чув­ство гор­до­сти за кол­ле­гу, ко­то­рый стал по­бе­ди­те­лем меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са гра­фи­ки в но­ми­на­ции «Ака­де­ми­че­ский ри­су­нок» и меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са «ArtSalon–1812», по­свя­щен­но­го 200-ле­тию Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да.

 

   Пе­ред его по­зна­ни­я­ми раз­ных пе­ри­о­дов рус­ской ис­то­рии хо­чет­ся снять шля­пу. Од­но пе­ре­чис­ле­ние тем вы­зы­ва­ет чув­ство бе­лой за­ви­сти: «Ис­то­рия Твер­ско­го кня­же­ства. Ве­ли­кий князь Ми­ха­ил Яро­сла­вич Твер­ской»; «Имя в ис­то­рии Удо­мель­ско­го края» (А.Арак­че­евД.Мен­де­ле­евГ.Со­ро­каА.По­пов и дру­гие); «Имя в ис­то­рии Бо­ло­гов­ско­го края»; «На соп­ках Мань­чжу­рии» (к 100ле­тию рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 гг.); «Сце­ны Смут­но­го вре­ме­ни»; «Че­хов и Ле­ви­тан на Удо­мель­ской зем­ле»; «Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная вой­на 1941–1945 гг.». Все­го на се­го­дня две­на­дцать тем. Ка­кая из них бли­же – все за­ви­сит от вре­ме­ни увле­че­ния. Ес­ли бы ав­то­ру «Ис­то­рии го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» за­да­ли та­кой во­прос, да­же он не от­ве­тил бы. Это все рав­но, что у мно­го­дет­ной ма­те­ри спро­сить, ка­кой ре­бе­нок са­мый лю­би­мый.

 

   Празд­но­ва­ли 200-ле­тие Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да – Кон­стан­ти­нов в ма­те­ри­а­ле. То же с 70-ле­ти­ем По­бе­ды. Тот же Ка­рам­зин мол­вил, что ис­то­рия зло­па­мят­ней на­ро­да, Лео­нид кон­ста­ти­ру­ет ее без уче­та конъ­юнк­ту­ры вре­ме­ни. Он ри­су­ет вре­мя в мель­чай­ших по­дроб­но­стях. Ака­де­ми­че­ский ри­су­нок – «вы­пи­сы­ва­ние» да­же мель­чай­ших де­та­лей – его фир­мен­ный стиль. По­это­му его гра­фи­ка сра­зу вы­де­ля­ет­ся «ли­ца не­об­щим вы­ра­же­ньем».

 

   Лео­нид Кон­стан­ти­нов за­мах­нул­ся на свя­тое: ил­лю­стри­ро­вал «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве». Уже од­ним этим он во­шел в оте­че­ствен­ную ис­то­рию. Все­го же ху­дож­ник сде­лал ил­лю­стра­ции к 70 кни­гам!

 

   На празд­но­ва­нии в Лес­ном рай­о­не го­дов­щи­ны Че­смен­ско­го сра­же­ния гра­фик по­ка­зал зем­ля­кам Дмит­рия Ильи­на три­птих: на­ча­ло мор­ской ка­рье­ры ге­роя, Че­смен­ский бой и ста­рость ге­роя в по­ме­стье Де­ми­ди­ха Ве­сье­гон­ско­го уез­да. Об­раз по­жи­ло­го мо­ря­ка, пе­ред ко­то­рым на под­окон­ни­ке све­ча и мор­ская ра­ко­ви­на, по­тряс кра­е­ве­да Вик­то­ра Сквор­цо­ва – од­но­го из ав­то­ров кни­ги о Дмит­рии Ильи­не. На­вер­ное, та­кое по­тря­се­ние и есть выс­шая по­хва­ла ху­дож­ни­ку и ис­сле­до­ва­те­лю, ко­то­рым мо­жет за­кон­но гор­дить­ся наш край.



кликни для увеличения

   

Три вопроса Леониду Константинову

 

   – Кра­е­ве­де­ние по-преж­не­му по­треб­ность из­бран­ных или уже чув­ству­ет­ся со­ци­аль­ный за­каз?

 

   – По срав­не­нию с де­вя­но­сты­ми ин­те­рес к кра­е­ве­де­нию рас­тет в ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии. Мне при­ят­но, что об­ще­ство по­ма­лень­ку по­во­ра­чи­ва­ет­ся к ис­то­рии сво­е­го края.

 

   – За­ня­тие гра­фи­кой при­но­сит до­ход?

 

   – Ска­жу так: кор­мит. У ме­ня есть за­ка­зы из­да­тельств из Пер­ми, Ро­сто­ва-на-До­ну, да­же Ан­глии. Ин­те­рес к мо­е­му ри­сун­ку есть.

 

   – Ва­ши ра­бо­ты ча­сто ис­поль­зу­ют­ся без ва­ше­го ве­до­ма?

 

   – Бы­ва­ет. Да­же укра­ли для твер­ско­го бан­не­ра.

 

 

автор статьи Валерий Бурилов

 

Материал с сайта "Тверские Ведомости"

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Корзина
Корзина пуста
В корзине товаров: 0
на сумму 0 руб.
Оформить заказ
0 руб.

Внимание!
Если Вам интересен наш сайт,
то Вы можете добавить его
в закладки браузера
Добавить сайт в избранное
 

Вход
Укажите свой email Введите корректный email
Укажите пароль
Вход через соц. сети:
Яндекс.Метрика Арт рейтинг

Проверка PR и ТИЦ Яндекс цитирования

ArtNow - картины и художники

Magenta Art Gallery Рейтинг художественных сайтов ArtsGallery.pro